Внутришкольный контроль представляет собой вид деятельности по установлению соответствия всей системы учебно-воспитательной работы образовательной организации общегосударственным требованиям (нормативам), это систематическая проверка состояния работы педагогов.
Общая цель внутришкольного контроля (ВШК) - дать информацию о реальном состоянии дел в образовательной организации, выявить причины недостатков работы для исправления ситуации, оказать методическую и практическую помощь учителям.
Факторы, определяющие качество образования:
качество образовательных целей;
качество образовательных стандартов и эталонов;
качество образовательных программ;
качество кадрового потенциала;
качество знания обучающихся на входе;
качество средств образовательного процесса;
качество образовательного процесса;
качество системы контроля достижений;
качество исследовательской работы;
качество структуры управления.
Цели ВШК:
- реализация принципов государственной политики в области образования;
- соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования;
- исполнение нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных организаций;
- защита прав и свобод участников образовательного процесса;
- соблюдение конституционного права граждан на образование;
- повышение эффективности результатов образовательного процесса;
- развитие принципов автономности образовательной организации с одновременным повышением ответственности за конечный результат;
- совершенствование механизма управления качеством образования (формирование условий и результатов образования) в пределах компетенции учреждения образования разного уровня;
- проведение анализа и прогнозирования тенденций развития образовательного процесса.
В связи с этим, актуальными и значимыми можно считать следующие задачи внутришкольного контроля:
- выявление соответствия существующих (создаваемых) условий реализации основной образовательной программы (ООП) нормативным требованиям ФГОС;
- оценка (проверка) уровня достижения планируемых результатов освоения обучающимися основной образовательной программы конкретной ступени образования;
- изучение обучающихся на основе разностороннего диагностирования;
- анализ и экспертная оценка результатов деятельности педагогических работников по реализации ООП для своевременного оказания им методической помощи, в том числе по формированию у обучающихся универсальных учебных действий;
- выявление отрицательных и положительных тенденций в организации образовательного процесса и разработка предложений по их устранению;
- изучение и оценка эффективного опыта работы реализации ФГОС;
- информационно-аналитическое обеспечение принятия управленческих решений, обоснованное прогнозирование образовательного процесса.